2020-04-17 2020-04-17 Андрей Гераськин ВЭД в кризис: как аудит помог бизнесу вернуть излишне уплаченные таможенные платежи
Фото: depositphotos.com
По итогам аудита можно вернуть весьма солидные деньги
CustomsForum.ru о примерах проведенного аудита внешнеэкономической деятельности, позволившего российскому бизнесу осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
Мы продолжаем серию публикаций, посвященных проведенному «Академией компетенций «Just Skills» вебинару «ВЭД в кризис: реальные инструменты возврата денег». В прошлом «Большом вопросе» мы начали рассказывать о пользе аудита внешнеэкономической деятельности.
Как напомнила к. э. н., генеральный директор АК «Just Skills», эксперт по вопросам таможенного регулирования, руководитель Информационно-аналитического центра Newved Валентина Ионичева, аудит ВЭД позволяет не только найти ошибки, но и скрытые резервы для возврата таможенных платежей.
Ситуация первая: товар ввозился из Германии на условиях CPT Москва
При этом товар доставлялся по морю до Санкт-Петербурга, а далее автомобильным транспортом в российскую столицу.
«В результате аудита ВЭД было выявлено, что транспортные расходы были включены в таможенную стоимость, как и до момента ввоза на таможенную территорию Союза, так и после. А поскольку в данной поставке транспорт был разбит по видам — отдельно фрахт, отдельно могли выделить стоимость автомобильной перевозки, — то у организации появилась возможность произвести вычет дополнительного начисления к таможенной стоимости. Тем самым снизить размер таможенной стоимости и осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей».
Ситуация вторая: применение льгот по налогу на добавленную стоимость
Товар «компрессионные чулки для страдающих варикозным расширением вен» (6115 ТН ВЭД) ввозился в 2018-2019 годах. В 44 графе декларации на товары было указано — предоставлено регистрационное удостоверение. Однако в 36 графе ДТ не была заявлена льготная 10-процентная ставка НДС, на которую могла рассчитывать компания.
«По результатам аудита было выявлено, что компания может подать корректировку декларации на товары — мотивированное обращение с приложением всех документов. А подача КДТ как раз является основанием для осуществления возврата излишне уплаченной суммы НДС».
Ситуация третья: изменение кода ТН ВЭД
«Большие проблемы возникают как у участников ВЭД, так и у таможенных органов при классификации товаров. И периодически Коллегия Евразийской экономической комиссии принимает решения о классификации того или иного вида товаров».
Ситуация следующая: компания при проведении таможенной диагностики выяснила — тот товар, который она ввозила и заявляла под одним кодом с определенной ставкой таможенной пошлины, в настоящее время классифицируется Евразийской экономической комиссией другим образом.
«Соответственно, все предварительные классификационные решения, на которые компания ориентировалась — это были не ее предварительные классрешения, а импортеров, ввозивших аналогичные товары, — утратили силу. И компания, посчитав разницу, приняла решение изменить код ТН ВЭД, поскольку описание товара в графе 31 ДТ осталось тем же самым.
Изначально таможенный орган не согласился с данным предложением компании. Решение об отказе во внесении изменений и дополнений в декларацию на товары пришлось обжаловать в вышестоящем таможенном органе. ФТС России поддержала участника ВЭД, и в итоге были возмещены очень большие суммы».
Ситуация четвертая: изменение кода ТН ВЭД с увеличением ставки таможенной пошлины
Компания оформляет на протяжении долгого времени товары под одним кодом ТН ВЭД, и таможенный орган согласен с таким положением дел. Но потом Коллегия Евразийской экономической комиссии издает решение и принимает код ТН ВЭД, которому соответствует большая ставка таможенной пошлины.
«Со дня принятия кода ТН ВЭД с большей ставкой таможенной пошлины мы начинаем оформляться именно по этому коду. Но у таможенного органа возникает большое желание донасчитать нам таможенные пошлины и платежи за предыдущий период, изменив тот код на вновь принятый, с большей ставкой таможенной пошлиной. Насколько это законно, и какая есть судебная практика»?
«Все, что ухудшает положение участника внешнеэкономической деятельности, в идеале не должно применяться по отношению к прошлым периодам его работы. Пленум Верховного Суда вынес постановление от 26 ноября 2019 года, касающееся вопросов таможенного оформления, декларирования товаров и связанных с ними споров.
Один из моментов, на который обратил внимание Верховный Суд, — не стоит использовать решения, распространяя их на прошлые периоды и, таким образом, злоупотребляя правами, которые предоставлены таможенным органам для проверки в течение трех лет после выпуска товара.
Однако в самом постановлении, есть оговорка, смысл которой следующий: „если не сложилась устойчивая судебная практика по данному вопросу“. В моем понимании, это очень плохая история, поскольку судебная практика у нас зачастую уже сложилась».
Спикер напомнила случай, когда биологически активные добавки классифицировались таможенными органами именно как БАДы. При этом в странах экспорта они классифицировались как лекарственные средства и имели соответствующие регистрационные удостоверения. Таможенный орган распространил принятое Коллегией Евразийской экономической комиссии решение на прошедший период. В итоге судебная практика сложилась не в пользу участников ВЭД.
Не прецедентное право и не преюдиция
«Как вообще соотносится сложившаяся судебная практика с тем, что мы находимся не в системе прецедентного права»?
«У нас, безусловно, не прецедентное право, но в данном случае нельзя говорить и о преюдиции, когда в отношении одного и того же товара, контракта, компании один и тот же таможенный орган выносит аналогичные решения».
Спикер высказала свое понимание сложившейся судебной практики: если Верховный Суд уже высказался по тому или иному вопросу, то, скорее всего, в отношении одного и того же товара таможенные органы уже будут смотреть на решения Верховного Суда.
«Участники ВЭД, оценивая свои шансы в судебной тяжбе с таможенными органами, должны смотреть на решения Верховного Суда, на судебную практику».
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru