2020-09-30 2020-09-30 Андрей Гераськин «ВЭД, таможня, логистика — 2020»: чек-лист для разграничения обязанностей и рисков
Фото: Павел Косолапов, CustomsForum.ru
Идея, как отметил Александр Мякота, заключается в разработке некоего чек-листа, в котором содержался бы перечень «хотелок» всех сторон
По словам организатора конференций ВТЛ Александры Мякоты, основная проблема заключается в том, что и учвэды, и тампреды, и экспедиторы зачастую подписывают документы, не предусматривая никаких форс-мажоров, и не проговаривая, кто и за что будет платить.
Как мы уже сообщали, на прошлой неделе прошел вебинар «По следам V конференции „ВЭД, таможня, логистика — 2020“: вопросы и предложения к профессиональному сообществу». Организатор конференций ВТЛ Александр Мякота, рассказывая о прошедшей с 17 по 19 сентября в Новороссийске V конференции «ВЭД, таможня, логистика — 2020», заметил, что на протяжении всех трех дней сообщество экспертов пыталось решить задачу: как составить чек-лист для разграничения обязанностей и рисков между:
-
Участником ВЭД и таможенным представителем;
-
Участником ВЭД и экспедитором;
-
Экспедитором и таможенным представителем.
«Основная проблема заключается в том, что и учвэды, и иногда тампреды, экспедиторы часто подписывают договоры, надеясь, что все будет замечательно. Никто не предусматривает никаких отклонений от намеченных ситуаций и не проговаривает ни риски, ни то, кто и за что будет платить».
По словам Александра Мякоты, идея заключается в следующем: сделать некий стандартный документ, в котором содержался бы перечень «хотелок» — что та или иная сторона хочет от оппонентов.
«Чтобы они обратили внимание на такой пункт и задали друг другу вопросы, могли договориться, что называется, „на берегу“ — перед заключением договора.
Светлая идея — сделать такой чек-лист как некий стандарт нашего сообщества. И я надеюсь, что найдутся люди, которые эту идею поддержат, и мы сможем этот чек-лист довести до ума».
Как отметил спикер, многие скептики могут сказать: есть же законы, разграничения прав и обязанностей. Но некоторые документы, к примеру, форма заявки для экспедитора, была разработана по приказу, изданному чуть ли не во времена СССР.
Каким может быть чек-лист
Итак, предложенная Михаилом Шаверневым (одним из основателей сообщества ВТЛ в сети Facebook) идея заключается, как мы уже говорили, в составлении перечня условий договора между участником ВЭД и таможенным представителем/экспедитором. Данный документ, с точки зрения учвэда, мог быть иметь следующую структуру:
-
Чего я хочу;
-
Что я готов оплатить (возместить) из расходов тампреда/экспедитора;
-
За что я платить не буду.
«Это основной камень преткновения при спорах, когда что-то уже случилось. Груз простоял в порту неделю, две недели. И не могли найти виновных. Экспедитор, потому что своевременно заявку не подал? Таможенный представитель, который не подал какие-то документы? Или сам участник внешнеэкономической деятельности, который не дал разрешения?
Вот эти споры постоянно возникают, и хотелось бы выдумать что-то такое — а-ля Инкотермс, чтобы со временем люди могли подключать этот договор к документу путем ссылки. Даже если мы просто сделаем чек-лист, на основании которого юристы, таможенные представители, начинающий участник ВЭД будет смотреть на структуру договора и задавать правильные вопросы себе, тому, с кем он договаривается, то это уже будет замечательно!».
По итогам трех дней V конференции ВТЛ эксперты продумали следующие запросы.
Запросы участника ВЭД к экспедитору
Консультирование о требованиях к перевозке;
Проведение анализа условий перевозки и предупреждение о рисках;
Получение разрешения на перевозку;
Обеспечение надлежащего крепления груза;
Проверка груза (качество — согласно подробной инструкции грузовладельца и количество) и пломб;
Соблюдение сроков принятия груза (погрузки) — максимальный срок ожидания;
Решение о том, кто выписывает товарно-сопроводительную документацию;
Риски отправки сборных грузов (кто платит за них);
Соблюдение сроков доставки;
Своевременное предоставление документов о закрытии доставки в таможенном органе.
«Это все написали учвэды, присутствовавшие на конференции и рассказавшие о своих жизненных ситуациях. Например, перевозчик вовремя не подал машину под отгрузку или у него не готов контейнер. Нарушаются сроки отгрузки, из-за чего сыпется все остальное».
Запросы участника ВЭД к таможенному представителю
Среди них:
Срок выпуска 6-12 часов;
За 3 дня до прибытия груза дать список документов для декларирования;
За 3 дня до подачи дать размер депозита или КТС;
Не ошибаться в классификации, предложить перечень кодов и разъяснить риски по каждому;
За три дня предупреждать о рисках;
Оценка рисков сделки и документов.
«Если вы видите эту сделку, вам — тампреду — стали известны ее условия, то скажите импортеру, что не так, по-вашему».
Что таможенный представитель готов делать для участника ВЭД
В свою очередь, группа таможенных представителей, составила перечень того, что тампреды готовы делать для учвэдов.
«Они тоже лишнего брать не себя не хотят с учетом действующей и устоявшейся на рынке стоимости услуг — от 6 до 15 тысяч за ДТ».
Итак, что готовы делать тампреды:
Составить перечень документов для таможенного оформления, который определяется на основании консультирования по выбору таможенной процедуры;
Классифицировать товар;
Определить меры тарифного и нетарифного регулирования, запреты и ограничения;
Определить срок, когда потребуются документы для декларирования;
Провести декларирование.
Дополнительные опции:
- Анализ рисков (проверка разрешительных документов, выбор лаборатории; подготовка техдокументации; защита прав интеллектуальной собственности, анализ происхождения товара; страхование досмотра);
«Речь идет о том, что досмотр — это определенный риск, который связан с потерей времени, дополнительными расходами из-за выставления контейнера, привлечения грузчиков, с порчей груза».
-
Обеспечение уплаты;
-
Юридическое консультирование при проведении дополнительных проверок;
-
Проверка товарно-сопроводительной документации;
-
Участие в фактическом контроле.
В качестве послесловия
«Я, конечно, не питаю иллюзии, что мы сегодня с вами этот чек-лист сделаем. Просто предлагаю запустить эту историю как проект в рамках нашей группы „ВЭД, таможня, логистика“. Обязуюсь довести его до какого-нибудь результата».
Задача, по словам спикера, следующая:
«В качестве планируемого результата предполагаю стандарт согласования условий договоров на оказание услуг таможенного представителя и экспедитора».
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru