«ВЭД, таможня, логистика — 2020»: чек-лист для разграничения обязанностей и рисков

2020-09-30 2020-09-30 Андрей Гераськин «ВЭД, таможня, логистика — 2020»: чек-лист для разграничения обязанностей и рисков

«ВЭД, таможня, логистика — 2020»: чек-лист для разграничения обязанностей и рисков

Фото: Павел Косолапов, CustomsForum.ru

Идея, как отметил Александр Мякота, заключается в разработке некоего чек-листа, в котором содержался бы перечень «хотелок» всех сторон

По словам организатора конференций ВТЛ Александры Мякоты, основная проблема заключается в том, что и учвэды, и тампреды, и экспедиторы зачастую подписывают документы, не предусматривая никаких форс-мажоров, и не проговаривая, кто и за что будет платить.

Как мы уже сообщали, на прошлой неделе прошел вебинар «По следам V конференции „ВЭД, таможня, логистика — 2020“: вопросы и предложения к профессиональному сообществу». Организатор конференций ВТЛ Александр Мякота, рассказывая о прошедшей с 17 по 19 сентября в Новороссийске V конференции «ВЭД, таможня, логистика — 2020», заметил, что на протяжении всех трех дней сообщество экспертов пыталось решить задачу: как составить чек-лист для разграничения обязанностей и рисков между:

  • Участником ВЭД и таможенным представителем;

  • Участником ВЭД и экспедитором;

  • Экспедитором и таможенным представителем.

«Основная проблема заключается в том, что и учвэды, и иногда тампреды, экспедиторы часто подписывают договоры, надеясь, что все будет замечательно. Никто не предусматривает никаких отклонений от намеченных ситуаций и не проговаривает ни риски, ни то, кто и за что будет платить».

Организатор конференций ВТЛ Александр Мякота

По словам Александра Мякоты, идея заключается в следующем: сделать некий стандартный документ, в котором содержался бы перечень «хотелок» — что та или иная сторона хочет от оппонентов.

«Чтобы они обратили внимание на такой пункт и задали друг другу вопросы, могли договориться, что называется, „на берегу“ — перед заключением договора. 

Светлая идея — сделать такой чек-лист как некий стандарт нашего сообщества. И я надеюсь, что найдутся люди, которые эту идею поддержат, и мы сможем этот чек-лист довести до ума».

Организатор конференций ВТЛ Александр Мякота

Как отметил спикер, многие скептики могут сказать: есть же законы, разграничения прав и обязанностей. Но некоторые документы, к примеру, форма заявки для экспедитора, была разработана по приказу, изданному чуть ли не во времена СССР.

Каким может быть чек-лист

Итак, предложенная Михаилом Шаверневым (одним из основателей сообщества ВТЛ в сети Facebook) идея заключается, как мы уже говорили, в составлении перечня условий договора между участником ВЭД и таможенным представителем/экспедитором. Данный документ, с точки зрения учвэда, мог быть иметь следующую структуру:

  • Чего я хочу;

  • Что я готов оплатить (возместить) из расходов тампреда/экспедитора;

  • За что я платить не буду.

«Это основной камень преткновения при спорах, когда что-то уже случилось. Груз простоял в порту неделю, две недели. И не могли найти виновных. Экспедитор, потому что своевременно заявку не подал? Таможенный представитель, который не подал какие-то документы? Или сам участник внешнеэкономической деятельности, который не дал разрешения?

Вот эти споры постоянно возникают, и хотелось бы выдумать что-то такое — а-ля Инкотермс, чтобы со временем люди могли подключать этот договор к документу путем ссылки. Даже если мы просто сделаем чек-лист, на основании которого юристы, таможенные представители, начинающий участник ВЭД будет смотреть на структуру договора и задавать правильные вопросы себе, тому, с кем он договаривается, то это уже будет замечательно!».

Организатор конференций ВТЛ Александр Мякота

По итогам трех дней V конференции ВТЛ эксперты продумали следующие запросы.

Запросы участника ВЭД к экспедитору

Консультирование о требованиях к перевозке;

Проведение анализа условий перевозки и предупреждение о рисках;

Получение разрешения на перевозку;

Обеспечение надлежащего крепления груза;

Проверка груза (качество — согласно подробной инструкции грузовладельца и количество) и пломб;

Соблюдение сроков принятия груза (погрузки) — максимальный срок ожидания;

Решение о том, кто выписывает товарно-сопроводительную документацию;

Риски отправки сборных грузов (кто платит за них);

Соблюдение сроков доставки;

Своевременное предоставление документов о закрытии доставки в таможенном органе.

«Это все написали учвэды, присутствовавшие на конференции и рассказавшие о своих жизненных ситуациях. Например, перевозчик вовремя не подал машину под отгрузку или у него не готов контейнер. Нарушаются сроки отгрузки, из-за чего сыпется все остальное».

Организатор конференций ВТЛ Александр Мякота

Запросы участника ВЭД к таможенному представителю

Среди них:

Срок выпуска 6-12 часов;

За 3 дня до прибытия груза дать список документов для декларирования;

За 3 дня до подачи дать размер депозита или КТС;

Не ошибаться в классификации, предложить перечень кодов и разъяснить риски по каждому;

За три дня предупреждать о рисках;

Оценка рисков сделки и документов.

«Если вы видите эту сделку, вам — тампреду — стали известны ее условия, то скажите импортеру, что не так, по-вашему».

Организатор конференций ВТЛ Александр Мякота

Что таможенный представитель готов делать для участника ВЭД

В свою очередь, группа таможенных представителей, составила перечень того, что тампреды готовы делать для учвэдов.

«Они тоже лишнего брать не себя не хотят с учетом действующей и устоявшейся на рынке стоимости услуг — от 6 до 15 тысяч за ДТ».

Организатор конференций ВТЛ Александр Мякота

Итак, что готовы делать тампреды:

Составить перечень документов для таможенного оформления, который определяется на основании консультирования по выбору таможенной процедуры;

Классифицировать товар;

Определить меры тарифного и нетарифного регулирования, запреты и ограничения;

Определить срок, когда потребуются документы для декларирования;

Провести декларирование.

Дополнительные опции:

  • Анализ рисков (проверка разрешительных документов, выбор лаборатории; подготовка техдокументации; защита прав интеллектуальной собственности, анализ происхождения товара; страхование досмотра);

«Речь идет о том, что досмотр — это определенный риск, который связан с потерей времени, дополнительными расходами из-за выставления контейнера, привлечения грузчиков, с порчей груза».

Организатор конференций ВТЛ Александр Мякота

  • Обеспечение уплаты;

  • Юридическое консультирование при проведении дополнительных проверок;

  • Проверка товарно-сопроводительной документации;

  • Участие в фактическом контроле.

В качестве послесловия

«Я, конечно, не питаю иллюзии, что мы сегодня с вами этот чек-лист сделаем. Просто предлагаю запустить эту историю как проект в рамках нашей группы „ВЭД, таможня, логистика“. Обязуюсь довести его до какого-нибудь результата».

Организатор конференций ВТЛ Александр Мякота

Задача, по словам спикера, следующая:

«В качестве планируемого результата предполагаю стандарт согласования условий договоров на оказание услуг таможенного представителя и экспедитора».

Организатор конференций ВТЛ Александр Мякота

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru