2020-07-14 2020-07-14 Андрей Гераськин КТЖ: нам удалось убедить правительство отменить таможенный досмотр контейнерных поездов
Фото: flickr.com, Stefan Wullschleger
Скорость контейнерных поездов на маршруте Китай — Европа — 1149 км в сутки
CustomsForum.ru о ситуации на рынке транзитных грузоперевозок в Казахстане и о том, что Казахстанские железные дороги делают для развития транзита.
Как отметил в ходе онлайн-конференция «Контейнерный поток ‒ 2020» заместитель председателя правления по логистике АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» Павел Соколов, в этом году наблюдается рост объема грузоперевозок на 2%.
Грузоперевозки |
2019 год |
6 месяцев 2020 года |
||
млн тонн |
% |
млн тонн |
% |
|
Внутренние |
167,1 |
-0,3 |
79,5 |
2 |
Экспорт |
82,5 |
0,1 |
39,5 |
-3 |
Импорт |
16,7 |
9 |
7,9 |
-1 |
Транзит |
17,6 |
0,1 |
10,2 |
35 |
Итого |
283,9 |
0,35 |
137,3 |
2 |
«Суммарно объем транзита увеличился на 35%. Если разделить направления, то Восток — Запад, в основном, это контейнерные перевозки, а Север — Юг — это повагонные перевозки. Что нас не может не радовать — рост идет и в повагонных перевозках, и в контейнерных».
Показатели транзита грузов на Казахстанских железных дорогах выглядит следующим образом:
|
2019 год (млн тонн) |
6 месяцев 2020 года |
|
млн тонн |
% |
||
Объем перевозок |
17,6 |
10,2 |
+35 |
Повагонные |
12,7 |
7,2 |
+32 |
Контейнерные (тыс. ДФЭ) |
664 |
450,2 |
+54 |
Внутренние перевозки контейнеров
Грузоперевозки |
2019 год |
6 месяцев 2020 года |
||
тыс. ДФЭ |
% |
тыс. ДФЭ |
% |
|
Внутренние |
26 |
+15 |
12 |
-12 |
Экспорт |
189 |
+15 |
113 |
+25 |
Импорт |
203 |
+24 |
110 |
+18 |
Итого |
418 |
+19 |
235 |
+19 |
Не конкуренты, а дополнение друг друга
«За шесть месяцев 2020 года мы имеем феноменальный рост — 54%. Почти полмиллиона ДФЭ перевезли в транзите за эти полгода. И, конечно же, основным драйвером стал наш Северный коридор, проходящий через территории Российской Федерации, Белоруссии.
После обнаружения вируса в Китае мы, наверное, первые испытали ограничения. Честно говоря, резко изменили свои планы и убедили совет директоров, что ситуация будет затяжной, что она может продлиться и до восьми месяцев. И через два месяца фундаментально изменили свой подход. Плюс китайцы увидели в железнодорожном транспорте, как они официально называют, бесконтактную перевозку контейнеров».
Основные направления контейнерного транзита
Спикер выделил феноменальный рост на маршруте Китай — Европа — Китай — практически в два раза.
Направление |
2019 год (тыс. ДФЭ) |
6 месяцев 2020 года |
|
тыс. ДФЭ |
% |
||
Китай/Азия – Европа – Китай/Азия |
348 |
282,9 |
91 |
ТМТМ (через Каспий) |
7,4 |
3,2 |
17 |
Китай – Иран – Китай |
5,6 |
2 |
28 |
Китай – Центральная Азия – Китай (включая перевозки через Дальний Восток) |
284 |
148,5 |
12 |
Прочие направления |
19,7 |
13,6 |
114 |
«Но все коридоры — не конкуренты друг другу. А кто утверждает обратное, тот заблуждается и не понимает, как связаны эти маршруты и с чем они связаны. Они все взаимодополняют друг друга, они все связаны с разным трейдингом, с разными политическими вопросами и так далее».
«В определенные дни, когда в Ухане были введены ограничения, у нас ни одного поезда не было»
Вот так, согласно презентации Соколова, из-за пандемии COVID-19 изменялась динамика контейнерного транзита (в тыс. ДФЭ):
Январь — 64;
Февраль — 23;
Март — 62;
Апрель — 95;
Май — 101;
Июнь — 105.
«В феврале у нас было 23 тыс. ДФЭ. В определенные дни, когда в Ухане были введены ограничения, у нас ни одного поезда не было из Китая. Мы тут немножко не понимали, куда этот коронавирус нас приведет. Но обратите внимание: апрель, май, июнь — практически 100 тысяч ДФЭ регулярно везем.
Мы готовились к этому, знали и видели в марте, что такой всплеск будет. Предусмотрительно подогнали подвижной состав с одной лишь только целью — обеспечить потребность рынка».
О фидерной линии на Каспийском море
Одним из факторов роста контейнерных перевозок выступающий видит в вводе с 20 апреля 2019 года регулярной фидерной линии на Каспийском море: по маршрутам Актау — Баку и Курык — Баку курсируют суда «Туркестан» и «Бекет Ата».
-
В итоге оптимизирован парк используемого подвижного состава с 830 до 220 вагонов;
-
Оборачиваемость вагона снизилась с 53 до 12 суток;
-
Объем перевозок за первое полугодие 2020 года достиг 6538 ДФЭ.
В 2020 году по маршруту Казахстан — Иран также введена регулярная фидерная линия на Каспийском море. Здесь объем перевозок за первое полугодие составил 2240 ДФЭ.
«Раньше контейнерные перевозки осуществлялись паромами, вагоны перевозились вместе с контейнерами на противоположный берег. Мы это дело изменили и запустили регулярное сообщение, что, по моему глубокому убеждению, послужило всплеском объемов перевозок на дополнительных коридорах».
Что КТЖ делает для развития транзита
В качестве приоритетов спикер назвал:
-
Сохранение высокой скорости контейнерных поездов на маршруте Китай — Европа (за 6 месяцев 2020 года −1149 км в сутки);
-
Снижение административных барьеров;
«Нам удалось убедить правительство Казахстана в необходимости полной отмены таможенного досмотра транзитных контейнерных поездов. Результатом стало постановление № 307, вышедшее в мае этого года. Что, конечно же, способствует росту скоростных контейнерных перевозок».
-
Принятие тарифных решений на перевозки (порожние контейнера по маршруту Европа-Китай на 50%, через МГСП Болашак на 50%, рефрижераторы в/из Узбекистана на 67%, цветные металлы в контейнерах через порт Актау, порожние контейнера по маршруту Узбекистан-Россия на 50%, следуемые под погрузку экспортных российских товаров);
-
Модернизация инфраструктуры.
«У нас на 100% загружены переходы с Китаем, поэтому в планах большой блок модернизируемых участков. Мы сейчас этим уже занимаемся, и, несмотря на напряженное движение, умудряемся ремонтировать инфраструктуру и станцию Достык. Планируется строительство двух дополнительных частных контейнерных терминалов».
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru