Кто старое потянет: старые автомобили массово электрифицируют

Переоборудование подержанной BMW или Kia в электромобиль будет стоить около миллиона рублей. Уже в следующем году калининградский «Автотор» планирует выпустить 20 тыс. комплектов для «ремоторизации», причем они будут подходить для сотен моделей различных марок. Ожидается, что таким образом можно повысить экологичность возрастных машин. Эксперты сомневаются, что такую переделку будет легко поставить на учет. Подробности выясняли «Известия».

Чтобы воздух стал чище

Представители завода «Автотор» в рамках Международной выставки запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля MIMS Automobility Moscow рассказали о программе «ремоторизации».

Завод

Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо

Пилотный проект будет запущен в Калининградской области. Там большую часть автопарка составляют машины возрастом более 10 лет (62% автопарка), при этом 49% ТС и вовсе старше 15 лет. Из-за этого удельный вес местного автотранспорта в суммарном выбросе вредных веществ достигает 83%.

BMW, Kia и сотня других

Сейчас «Автотор» изучает модели автомобилей, которые будут доступны для переоборудования. По словам заместителя председателя совета директоров «Автотор Холдинга» Александра Сорокина, в первую очередь рассматриваются те, которые выпускались на калининградском предприятии. Это прежде всего Kia и BMW. Вообще же планируется производить несколько типовых силовых установок для каждого класса. Это позволит переоборудовать сотни моделей автомобилей. Кроме того, благодаря стандартизации электромоторы можно выпускать в больших масштабах, что позволит сделать их цену выгодной.

— Унификация основных компонентов, которые будут использоваться при «ремоторизации», позволит снизить ее себестоимость, а также упростить и ускорить эту процедуру для разных моделей машин, — отметил декан транспортного факультета, начальник центра развития инжиниринга Московского политеха Пабло Эмилио Итурралде.

Завод

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Линейка электромоторов будет включать в себя несколько вариантов с мощностью от 23 до 123 кВт. Батарея будет располагаться на месте топливного бака, а в случае необходимости дополнительный плоский аккумулятор установят в багажник.

Сколько стоит «ремоторизация»

На «Автоторе» подсчитали, что переделка легковушки в электромобиль будет стоить от 950 тыс. рублей, из которых 650 тыс. рублей — стоимость оборудования. «Ремоторизация» легкого коммерческого автомобиля обойдется в 1,5 млн рублей (из них 1,1 млн рублей — оборудование), а грузовика — 2,5 млн рублей (из них 2 млн рублей — оборудование).

Аналитики «Автотора» считают, что уже в следующем году рынок «ремоторизации» составит 20 тыс. комплектов, в 2025-м он вырастет до 50 тыс., а в 2026-м — до 100 тыс. комплектов.

Завод

Фото: ТАСС/Виталий Невар

Электрифицировать предлагают машины, выпущенные до 2009 года. При этом отмечается, что автомобили, собранные в 2000–2009 годах имеют удовлетворительное состояние кузова, но их силовые агрегаты близки к выработке ресурса. У машин выпуска прошлого столетия состояние кузова уже неудовлетворительное, а агрегаты требуют капитального ремонта или замены, поэтому подойдут не все.

— Мы будем внимательно изучать техническое состояние машин, которые будут поступать для «ремоторизации». Если состояние кузова, подвески, ходовой будет неудовлетворительным, такие машины и принимать к переоборудованию не будем. В случае необходимости будет дорабатываться подвеска и тормозная система, — отметил Александр Сорокин.

Вопрос массовости

Представители АО «ТВЭЛ», которое готово поставлять «Автотору» батареи и другие компоненты, к идее относятся положительно, но аккуратно говорят о ее масштабе.

— Это не просто замена ДВС на электродвигатель, а топливного бака — на батарею. Возникают вопросы к адаптации заменяемых узлов к существующим платформам автомобилей. Необходимо сфокусироваться на небольшом количестве моделей, подобрав наиболее оптимальный вариант их переоборудования, — отметил директор по стратегическому развитию бизнеса АО «ТВЭЛ» Павел Азгальдов.

Завод

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто считает, что без господдержки, в том числе и финансовой, «ремоторизация» в промышленных масштабах просто невозможна.

— Международный опыт показывает, что это достаточно перспективное направление. Но сейчас это штучно и дорого. Чтобы это направление приняло массовый характер, необходимо показать пользователям, какую выгоду они получат при переводе автомобиля с ДВС на электротягу или гибридную силовую установку, — отметил Моржаретто.

Бюрократические препоны

Главная проблема, с которой столкнутся желающие перевести свою машину на электротягу, — как узаконить переделку. Даже перевод бензинового или дизельного автомобиля на газ до сих пор вызывает ряд бюрократических сложностей и проволочек, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Возникают и другие юридические вопросы.

— Интеллектуальные права на ту или иную модель автомобиля, которая будет «ремоторизирована», принадлежат автопроизводителю. Как BMW или Kia отнесется к тому, что из их машины сделали электрокар, — вопрос открытый. Непонятно также, кто будет нести ответственность — изначальный производитель или «ремоторизатор», — в случае если такой автомобиль по каким-то причинам выйдет из строя или попадет в ДТП и не все системы безопасности сработают корректно, — отметил Бургазлиев.

Завод

Фото: ТАСС/Виталий Невар

Эксперт также обратил внимание, что сложности могут возникнуть с кредитными или лизинговыми автомобилями. После переоборудования это юридически уже будет другой автомобиль, а значит, необходимо менять объект кредита или лизинга. Кроме того, совершенно неясно, как в дальнейшем владелец такого автомобиля будет его продавать.

Кто будет платить

«Ремоторизация» с точки зрения закона — это внесение изменений в конструкцию, напоминает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. Теоретически существующий порядок позволяет легализовать данные изменения. Но только теоретически,

— Нынешняя процедура предполагает обязательное посещение не только лаборатории, которая выдаст заключение, но и испытательного полигона, где будет установлена мощность нового двигателя, его экологичность. Такая процедура стоит очень дорого — конечному пользователю будет просто экономически невыгодно заниматься таким переоборудованием и дальнейшей легализацией изменений в конструкции транспортного средства, — отметил Шапарин.

По его мнению, проблему может отчасти решить сертификация конкретных изменений у конкретной модели для последующего производства «ремоторизированной» версии в промышленных масштабах. Расходы по сертификации в этом случае берет на себя производитель, но резко сужается круг моделей, доступных для переоборудования.

— Поэтому необходимы изменения в техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств», предусматривающие особый порядок с упрощенной процедурой сертификации «ремоторизированных» ТС, — считает Шапарин.

завод

Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо

В Минпромторге, наоборот, полагают, что законодательство менять не нужно.

«Вопросы внесения изменений в конструкцию транспортных средств (частным случаем которых является замена силового агрегата) в настоящее время в полной мере урегулированы:

1. Положениями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением комиссии Таможенного союза № 877 от 09.12.2011.

2. Положениями Порядка внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации транспортных средств, утвержденного постановлением правительства РФ № 413 от 06.04.2019. Поддержка соответствующих инициатив возможна в рамках общих действующих мер», — отметили в пресс-службе министерства.

Сделают по ГОСТу

По словам, Александра Сорокина, во ФГУП НАМИ разработан проект ГОСТа по переделке обычных машин в электромобили. Этот документ направлен на согласование в правительство. Предполагается, что автопроизводитель сможет сертифицировать переделанную модель и потом запустить ее переоборудование в промышленных масштабах. По мнению экспертов, этот ГОСТ может стать основой для «ремоторизации».

— В настоящее время технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) уже содержит необходимые положения, а именно об отсутствии необходимости проверки соответствия при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений, — рассказал «Известиям» заместитель генерального директора ФГУП НАМИ по техническому регулированию Сергей Аникеев.

Завод

Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо

Для того чтобы установить порядок согласования конструкторской документации и проведения на ее основе оценки соответствия внесенных изменений, во ФГУП НАМИ в 2021 году разработали ГОСТ 34787-2021 «Транспортные средства. Порядок внесения серийных изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации».

«После включения указанного стандарта в Решение коллегии ЕЭК от 25.12.2018 № 219 «О перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия — национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), и перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов», процедура будет в полной мере определена. Предполагаем, что это произойдет до конца текущего года», — отметили в пресс-службе ФГУП НАМИ.