2020-09-04 2020-09-04 Андрей Гераськин Бизнес: компании выбирают маркировку на территории РФ — для аудита и проверки качества
Фотография предоставлена компанией BMJ-logistics
В системе маркировки зарегистрированы более 14,7 тыс. участников, которые работают и с обувью, и с товарами легкой промышленности
Представители компаний BMJ-logistics и FM Logistic о том, как бизнес подготовился к вводу в России обязательной маркировки обуви, и с какими проблемами пришлось столкнуться после 1 июля 2020 года.
Как известно, в России постепенно запрещается оборот немаркированной продукции тех или иных категорий. Например, с 1 июля запрет коснулся оборота немаркированной обуви.
Для того чтобы действовать в рамках правового поля, бизнес должен регистрироваться в системе маркировки, куда передается информация о движении маркированной обуви от производителя/импортера до конечного покупателя.
По последним данным, представленным на сайте Центра развития перспективных технологий, количество участников рынка обуви, зарегистрированных в системе «Честный знак», превысило 60 тысяч.
«При этом регистрация тех, кто уже производит или продает какой-то маркированный товар, для работы с другой категорией упрощена. Для этого достаточно в личном кабинете открыть другую товарную группу.
К настоящему времени, например, в системе маркировки зарегистрированы более 14,7 тыс. участников, которые работают и с обувью, и с товарами легкой промышленности, маркировка которых станет обязательной с 1 января.
Всего же по товарам легкой промышленности в системе зарегистрировано около 19 тыс. компаний».
CustomsForum.ru опросил представителей бизнеса на тему, как на их работе сказались требования об обязательной маркировке ряда ввозимых в РФ товаров, что потребовалось изменить в рабочем процессе и с какими сложностями пришлось столкнуться после 1 июля.
BMJ-logistics: за июль-август промаркировали более 450 тысяч пар обуви
«Первый период прошел, как и ожидалось, с некоторыми сложностями. Так, на начальных этапах участники процесса отмечали сбои в работе системы „Честный знак“, однако стоит отметить, что в течение месяца основные проблемы были устранены.
В данный момент мы ожидаем, что основной поток товаров придется на маркировку, так как у импортеров после первого июля уже нет возможности оформлять инвойс без штрихкодов DataMatrix.
В среднем в день на складах компании специалисты наносили на товары порядка 50 тыс. этикеток. Всего за июль-август 2020 года сотрудники нашей компании промаркировали более 450 тысяч пар обуви».
О проблемах
«К проблемам можно отнести ошибки, которые возникали при передаче — сверке кодов DataMatrix между ФТС и ГИСМ, а также неготовность программы Альта-ГТД к работе с кодами DataMatrix. Все это приводило к задержкам при подаче таможенных деклараций и проблемам с вводом товара в оборот».
«Затраты зависят от размеров компании и ее торгового оборота»
«Повсеместное введение обязательной маркировки обуви привело к необходимости привлечения к работе с данными дополнительных ИТ-специалистов, а также к набору дополнительных сотрудников склада.
Компаниям пришлось менять логистические цепочки поставок; приобретать, дорабатывать или разрабатывать собственное ПО; корректировать складские процессы под обработку DataMatrix, закупать новое оборудование, принтеры, сканеры, термопринтеры и ПК. Также изменились тарифы обработки грузов».
«Маркировка в РФ на таможенном складе позволяет применять процедуру ИМ 70»
«Подготовка обуви к ее дальнейшей реализации внутри страны осуществлялась на складских площадях BMJ-logistics в Германии, и Латвии, а также на таможенном складе в России.
Маркировка в РФ на таможенном складе позволяет применять процедуру ИМ 70. Для работы с этикеткой на русском языке нужны русскоговорящие операторы, которые должны не только пользоваться программой, но и понимать терминологию для выявления несоответствия заявленных характеристик товара. Найти такой персонал за границей сложнее.
В Европе товар маркируется до пересечения границы, можно предварительно проверить его на соответствие заявленным параметрам. Маркировка осуществляется на складах сбора, где можно формировать сборные грузы».
FM Logistic: в связи с разгаром сезона импорта коллекции осень-зима и расширением клиентской базы объемы увеличиваются
«Многие наши клиенты начали готовиться к маркировке заранее, и к 1 июля процессы уже были налажены.
Так как обязанность по получению кодов маркировки лежит на участниках оборота (импортерах или производителях), наша задача, как логистического провайдера, состоит только в печати и нанесении этикеток c кодом DataMatrix на товары.
Если говорить о первых двух месяцах после введения обязательной маркировки, то за этот период нами было промаркировано более 100 тысяч пар обуви, при этом с каждой неделей объемы увеличиваются. Это связано с разгаром сезона импорта коллекции осень-зима, а также с расширением клиентской базы».
«Периодически возникают сложности, связанные с интеграцией между учетной системой наших клиентов и ЦРПТ»
«В начале июля 2020 года некоторые наши клиенты столкнулись с задержками в получении кодов, но сейчас ситуация более-менее стабильна. Периодически возникают сложности, связанные с интеграцией между учетной системой наших клиентов и ЦРПТ, чаще всего они решаются на уровне IT-отделов.
Также были выявлены проблемы при вводе товара в оборот, обусловленные сбоями и ошибками при обмене данными между ФТС и системой „Честный знак“.
Помимо этого, затруднения вызывает получение дополнительных данных о товарах от поставщиков и подготовка описаний для загрузки в национальный каталог. По сути, это новые операции, которых не было ранее, то есть необходим наем дополнительного персонала или инвестиции в ИТ-решения».
«Основным фактором, влияющим на затраты, являются требования клиента к упаковке и этикетке, а также ценовой сегмент продукции»
«Например, от клиентов сегмента люкс поступают требования к стерильности рабочей станции и осуществление операций по стикеровке в перчатках. Также имеет значение степень автоматизации процесса маркировки и формат отчетности после его окончания».
«Импортеров из РФ зачастую беспокоит качество маркировки силами поставщиков на иностранных фабриках»
«FM Logistic оказывает услуги маркировки на собственных таможенных складах на территории РФ и в некоторых европейских странах. Основную роль при выборе локации играет техническое задание и пожелания клиента.
Российских импортеров зачастую беспокоит качество маркировки при осуществлении операций силами поставщиков на иностранных фабриках. Это обусловлено тем, что не все поставщики могут оказывать сервис надлежащего качества, а также выполнять постпроверку цифровых кодов маркировки. По этой причине все больше компаний выбирают маркировку на территории РФ, где есть возможность проведения аудита и проверки качества операций, а также присутствия представителей импортера при фактической маркировке товара».
«Есть три основные категории проблем при работе с маркированным товаром»
«По информации наших клиентов, это ошибки персонала при продаже в розничных торговых точках, сложности с проведением инвентаризаций и работа с возвратами.
Не все сотрудники могут оперативно вникнуть в новые процессы, связанные с наличием кодов DataMatrix, в связи с чем приходится проводить постоянное обучение и работу над ошибками. При необходимости срочной продажи или при нечитаемости кода маркировки может быть отсканирован код с другого товара. Иногда бывают случаи, когда при дефекте индивидуального короба он может быть утилизирован вместе с кодом маркировки, что впоследствии приводит к невозможности продажи данного товара.
Немаловажной проблемой является то, что в связи с непрерывностью продаж розница сталкивается с невозможностью проведения оперативных инвентаризаций. Без дополнительных инвестиций в доработку учетных систем также нет возможности отслеживать корректность перемещения маркированного товара между различными торговыми точками.
Зачастую одна ошибка при работе с кодами маркировки ведет за собой другую, и без ежедневного контроля и сверки данных по товарным остаткам есть риск столкнуться с большим количеством товара, который не сможет быть выведен из оборота.
Вышеуказанные причины приводят в результате к необходимости найма дополнительного персонала и введения дополнительных бизнес-процессов».
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru