Автомобили будут дорожать, а покупателей снова «разведут»

Эксперты предполагают, что подорожание автомобилей по итогам года составит до 30%. Средневзвешенная стоимость новой иномарки превысила психологический барьер в 3 млн рублей, а рынок на протяжении девяти месяцев демонстрировал рекордные продажи. Чего ожидать дальше?

Больше или меньше, но обязательно дороже

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» анонсировала вероятное снижение числа продаж легковых автомобилей в четвертом квартале. К этому приведут повышение Центробанком ключевой ставки, увеличение утилизационного сбора и ослабление рубля. Оптимистичный прогноз РОАД предполагает, что авторынок сохранит свои позиции, реалистичный говорит о снижении до 5-10% к уровням продаж третьего квартала.

Между тем неделей раньше Ассоциация европейского бизнеса, основываясь на данных за девять месяцев 2023 года, заявила, что наблюдает «устойчивую тенденцию роста рынка продаж новых автомобилей, что указывает на его высокий потенциал и постепенное восстановление несмотря на рост цен и серьезную волатильность курса рубля». По данным АЕБ, за январь–сентябрь 2023 года россияне купили 761,1 тысяч легковых и легких колесных автомобилей (LCV), что на 42,8% больше, чем за аналогичный период 2022-го.

«Сравнение с 2022 годом не совсем правильно, поскольку он был в прямом смысле провальным по продажам. Полагаю, что в годовом выражении, даже с учетом предполагаемых невыдающихся цифр трех оставшихся месяцев, мы получим рост, близкий к двукратному», — высказал «Росбалту» мнение эксперт авторынка Вадим Красиков.

В то же время, по прогнозам РОАД, автомобили продолжат дорожать и итоговое увеличение цен в годовом выражении может составить до 30%. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», по итогам первой половины 2023 года средневзвешенная стоимость новой машины в России составила 2,68 млн рублей (почти на 13% больше, чем в начале года), а в августе — уже 3,13 млн рублей.

Дорожают не только иномароки, но и модели, выпускаемые российскими заводами. АвтоВАЗ с лета постепенно поднимает цены на некоторые свои автомобили, объясняя это расширением набора опций и улучшением качества отделки. Так, седан Vesta Cross в комплектации Techno, который в сентябре можно было приобрести за 1,705 млн рублей, сегодня уже обойдется в 1,818 млн рублей. За версию Life седана Vesta придется заплатить 1,501 млн рублей (против прежних 1,421 млн рублей), за комплектацию Enjoy — 1,561 млн рублей (против 1,463 млн рублей). С 1 августа цены на весь модельный ряд 2023 года выпуска поднял автоконцерн «Москвич». Автомобили прибавили к цене 10,1- 11,5%: модели на бензиновой тяге стали дороже на 228 тыс. рублей, электрокар «Москвич 3е» — на 392 тыс. рублей.

По словам Красикова, в данном случае увеличение стоимости было связано с курсом доллара, поскольку машинокомплекты для сборки поставляются из Китая. Ослабление национальной валюты, наряду с увеличением утильсбора, обусловили рост цен и на готовую продукцию, экспортируемую из Поднебесной, а также ввозимые по параллельному импорту автомобили.

Что покупают в Москве и Петербурге

© Фото с сайта московской мэрии

Вопреки бытующему мнению о том, что жители мегаполисов в основном покупают иномарки, хотя бы и в кредит, статистика отражает иную картину. По данным «Автостата», самой распространенной маркой легковушек и в Москве, и в Петербурге является Lada, на долю которой приходится соответственно 12% и 9% от общего числа зарегистрированных в городах машин. По второй позиции рейтинга у жителей двух столиц разногласий также нет — на ней обосновалась KIA (8,5% и 7,8%). Однако в Москве ТОП-3 замыкает Hyundai (7,2%), а в городе на Неве Volkswagen — (7,2%).

В модельном рейтинге Москвы лидирует Kia Rio — более 104,8 тыс. машин. Второе место занимает Hyundai Solaris (94,9 тыс. штук). Затем следует Volkswagen Polo (82,2 тыс.), Skoda Octavia (77,6 тыс.) и Ford Focus (76,4 тыс.), утверждает «Автостат». В Петербурге пятерку самых распространенных моделей открывает Hyundai Solaris — 51 тыс. единиц. На втором месте идет Ford Focus (50 тыс.), Volkswagen Polo (48,9 тыс.), KIA Rio (48,9 тыс.) и Skoda Octavia (37,9 тыс.)

«Нужно понимать, что эти рейтинги все же касаются машин, которые были приобретены до 2022 года. Но постепенно мы будем наблюдать увеличение количества китайских автомобилей. Если говорить о недорогих кроссоверах, то достаточно популярными являются Geely Coolray и Jolion от локализованного в Туле Haval, из машин среднего сегмента — Chery Tiggo 7 Pro, подороже — F-серия Haval. В классе доступных седанов — модель от старейшего китайского автобренда Changan Alsvin, а также Kaiyi E5», — поясняет Красиков.

Безусловно, российские покупатели пока не совсем удовлетворены китайскими машинами: в дешевых моделях могут встречаться проблемы с ЛКП, приборные панели перегружены, организация меню страдает отсутствием привычной нам логики, в салоне может быть тесновато, кое-где отсутствует подогрев сидений. Отдельная история — увлеченность турбомоторами и пристрастие к сложным типам коробок передач. Но китайцы быстро учатся и умеют реагировать на запросы потребителей — решили же они проблему с дизайном своих авто. Другой вопрос — цены.

«Покупателю хотелось бы иметь больший выбор из автомобилей низкого и среднего сегмента. Но придется смириться с тем, что время дешевых машин, к сожалению, прошло. Применительно к ситуации с автомобилями из КНР можно заметить: там и здесь — две большие разницы. Например, вышедший в продажу летом лифтбэк JAC A5 Plus в Китае в пересчете на рубли стоит от 800 тыс. до 1 млн. В России, превратившись в „Москвич-6“, он будет доступен по цене от 2,3 млн рублей. Также не стоит забывать, что правила на авторынке сегодня диктует продавец. Китайцам выгоднее развивать у нас сегмент более дорогих авто, и только после насыщения этой категории дело дойдет до расширения ассортимента бюджетных моделей», — отмечает эксперт.

В 2022 году в РФ было поставлено 160 тыс. китайских машин, за восемь месяцев текущего года — 544 тыс. По росту продаж за 9 месяцев 2023 года лидирует марка Tiggo — 86,9 тыс. реализованных авто (+ 312%). На втором месте — российско-китайский Haval c 73,6 тыс. продаж (+267%).

С 1 октября Минпромторг изменил правила параллельного импорта, запретив ввоз по этой схеме автомобилей всех брендов, которые не остановили официальных поставок. По данным статистики, доля машин, попадавших в страну по «серым» схемам, не превышала 8-10%. Параллельные «китайцы» стоили дешевле, чем их родственники, ввозимые дистрибьюторами, да и ассортимент моделей был пошире. Однако возникали вопросы гарантии и безопасности сделок. У официалов с этим все в порядке, но и цены выше. По словам Красикова, экономить пытались в основном покупатели EXEED, TANK Skywell, Voyah и прочих автомобилей премиального сегмента. Позиции официальных дилеров марок решение Минпромторга, безусловно, усилит.

В связи со сложившейся ситуацией на рынке ждать снижения стоимости машин не стоит (небольшая коррекция цен возможна в декабре — для моделей прошлого года), как и реальных скидок от дилеров. Напротив — в автосалоне покупателя могут подстерегать неприятные неожиданности.

Как «разводят» в автосалонах

Госдума 10 октября отклонила законопроект, предлагавший обязать автодилеров продавать автомобили по рекомендованной производителем цене. Как предполагалось, документ поможет обуздать аппетиты продавцов, в том числе поставив крест на распространенном способе увеличения стоимости автомобиля через установку на него дополнительного оборудования. Эта практика имеет долгую историю: уже много лет покупатели сталкиваются с ситуацией, когда в наличии в автосалоне «пустой» машины нет, а есть ее «усовершенствованная» дилером версия, цена которой в ряде случаев может отличаться от рекомендованной не на одну сотню тысяч рублей. А дальше: «не нравится — не покупайте».

Законопроект собрал целый букет отрицательных заключений — от правительства до профильного комитета и правового управления Госдумы — и ожидаемо был отклонен парламентариями. Если опустить замечания технического характера, главные доводы против новации заключались в том, что она может «привести к сговору хозяйствующих субъектов», а также несет «потенциальную угрозу формирования „серого рынка“», в связи с чем «велика вероятность дестабилизации автомобильного рынка и значительного роста розничных цен на транспортные средства». К тому же защищать права потребителя, в том числе от произвольно устанавливаемых цен и навязывания услуг, обязан одноименный закон — и дублировать его незачем.

«С навязыванием допоборудования в автосалонах столкнуться по-прежнему можно, хотя и реже, чем раньше. Однако понятие „допы“ не исчерпывается оборудованием, большое количество жалоб поступает на навязывание услуг: например, выясняется, что купить машину по привлекательной цене — „со скидкой“ — возможно, только если взять кредит или докупить „полезные“ опции. И тут уж, будьте уверены, покупателя раскрутят по полной. Связка менеджера салона, представителей страховщика и банка работает очень слаженно, и чтобы ей противостоять, нужны крепкие нервы и знание законов», — отмечает Вадим Красиков.

Суммы навязываемых услуг, как свидетельствуют жалобы на форуме «Банки.ру», могут в несколько раз превышать обещанную скидку. Зачастую, осознав размер ущерба бюджету, покупатели пытаются расторгнуть кабальные соглашения, пусть и с выплатой предусмотрительно внесенных в документы штрафов в размере предоставленной «скидки». Получается не всегда. Некоторым приходится идти в суд, но и там результат не гарантирован. Впрочем, есть и позитивные примеры: например, одному из владельцев нового авто, которого в салоне «нагрузили» ненужными услугами почти на 340 тыс. рублей, удалось вернуть деньги за вычетом 115 тыс.

Примечательно, что в жалобах фигурируют крупнейшие автосалоны и топовые банки. И, похоже, фантазия их менеджеров не знает границ. Например, автосалон «Рольф» предложил покупателю приобрести подержанный автомобиль со скидкой, условием получения которой являлась покупка допоборудования. Потом к этому добавилась необходимость заключить договоры КАСКО, страхования жизни и оплатить опцию «Помощь на дорогах». Вокруг последней впоследствии и разгорелся спор: вместе с обещанием оказать помощь на дорогах покупателю выдали флешку с неким непериодическим изданием Snowmobile, а подобный непродовольственный товар надлежащего качества возврату не подлежит. Все бы ничего, да только стоимость этого уникального издания была оценена в 85 тыс. рублей — в 95% цены услуги. Окончательно закрыть вопрос удалось только в кассационной инстанции Щербинского райсуда. Заняло это несколько месяцев.

«Предложение скидки при условии дополнительных вложений должно насторожить покупателя. Чтобы не попасть в ловушку, нужно внимательно отнестись к предлагаемым для подписания документам. Часто все обставлено таким образом, что доказать связь договора о приобретении автомобиля с другими купленными продуктами, а следовательно — факт принуждения, бывает крайне сложно, как и отказаться от ряда ненужных услуг. Замечу, что допуслуги навязываются и при оформлении автокредитов. Поэтому хороший вариант — взять на сделку юриста, в итоге это обойдется дешевле», — отмечает эксперт.

Рынок вторичной «движимости»

В условиях удорожания новых автомобилей покупатель традиционно пытается переориентироваться на вторичный рынок. По данным «Автостата», по итогам 8 месяцев 2023 года москвичи приобрели 251 тыс. автомобилей с пробегом, жители Подмосковья — 230 тыс., Краснодарского края — 195 тыс. Петербург занимает четвертую строчку рейтинга со 144 тыс. купленных подержанных машин. Рубеж в 100 тыс. также преодолели автолюбители из Ростовской области, Татарстана, Свердловской области и Башкортостана.

Среди наиболее предпочитаемых марок, на которые пришлось более половины покупок, — Lada, Toyota, Kia, Hyundai и Nissan. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года рост числа количествам купленных на «вторичке» машин составил 25,5%.

«Сейчас хороших новостей с рынка подержанных автомобилей ждать не приходится. Они также подорожают — цены подтянет рынок новых машин. Удачные предложения будут быстрее находить покупателей, особенно когда это касается „европейца“, „американца“, „японца“ или „корейца“ с хорошей историей и небольшим пробегом. Рынок в целом может сузиться — многие откажутся от намерения менять старую машину, поскольку доплата за новую окажется больше, чем предполагалось. Поэтому, если вы примеряетесь к покупке на вторичке, медлить не стоит», — советует Красиков.

Елена Дудина