Глава Airbus заявил о возможной необходимости в господдержке

Гендиректор Airbus Гийом Фори заявил в интервью Financial Times, что европейскому авиаконцерну может потребоваться господдержка для создания новых моделей самолетов. Именно субсидии авиастроителям со стороны правительств стали причиной торгового спора между ЕС и США в 2019 году.

По словам господина Фори, у Airbus достаточно денег на разработку самолетов, которые должны прийти на смену семейству A320 в середине 2030-х годов. К тому же компания получает некоторую финансовую поддержку от европейских правительств для проведения необходимых исследований. Однако глава компании не исключает, что в будущем для реализации программ создания новых моделей Airbus «может понадобиться некоторая поддержка» от стран ЕС. При этом господин Фори отметил, что предпочел бы, чтобы такая поддержка, как и прежде, была оформлена в виде окупаемых инвестиций в запуск — когда государство берет на себя определенный процент от затрат на разработку продукта, а компания возвращает эти деньги в виде процента с продаж.

«Нам нужно найти приемлемые механизмы стимулирования инвестиций частного сектора и разделения рисков с правительствами, чтобы поддержать проектирование и разработку новых авиационных программ, которые обеспечат декарбонизацию аэрокосмической отрасли»,— заявил глава Airbus.

Получение европейским авиаконцерном госпомощи для разработки новых моделей уже становилось предметом многолетних разбирательств в ВТО. Против финансирования разработок Airbus еще в 2004 году выступили США, которые таким образом защищали американского производителя Boeing от недобросовестной конкуренции. По утверждению США, такое субсидирование привело к тому, что американская Boeing не смогла договориться о продажах более чем 300 своих самолетов и потеряла значительную долю на рынке во всем мире. Первое решение по этому спору было принято в пользу США еще в 2009 году. А в октябре 2019 года панель арбитров ВТО разрешила США повысить импортные пошлины на товары из ЕС на сумму до $7,5 млрд. Позднее ВТО позволила ЕС ввести аналогичные пошлины на сумму до $4 млрд. Торговая война, вызванная субсидированием Airbus, завершилась лишь в середине 2021 года. Стороны договорились, что в будущем выделение господдержки как для Airbus, так и Boeing не должно наносить ущерб их конкурентам на рынке и должно согласовываться с противоположной стороной.

Кирилл Сарханянц