Трансформацию международной торговли обсудили на деловом форуме в Ульяновске

“События последних месяцев активно подталкивают нас к перемещению товаров не с запада на восток, а с севера на юг, поэтому актуальным стало развитие международного транспортного коридора “Север – Юг”, – отметил Николай Дунаев, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРА РОССИИ”. – Работы предстоит много. И у коридора большие возможности работы в обратном направлении, в части импорта. Ульяновск – часть этой важной транспортной артерии. У региона есть свой потенциал работы в этом коридоре”.

В первую очередь, речь идет о перевозках зерна по этому коридору. По данным Ассоциации содействия аграрно-логистическим проектам в коридоре “Север-Юг”, в Приволжском федеральном округе собрано 36 млн тонн зерновых, из которых 16 млн тонн – потенциально экспортные. К 2030 году прогнозируется сбор в округе на уровне 45-50 млн тонн, из которых 30 млн тонн – экспортный ресурс. Сопоставимого по тоннажу объема встречных перевозок пока эксперты не видят, и это, конечно, проблема. В целом из Ирана и стран, для которых он является логистическим коридором (их более десятка), в РФ могут переправляться сухофрукты, орехи, овощи, продукты химической промышленности, компоненты металлургии, текстиль. И для этого нужны контейнеры.

Кстати сказать, в рамках форума “Деловой климат в России” был подписан меморандум о сотрудничестве с Ираном по запуску торгово-логистического маршрута “Средняя Волга-Энзели-Казвин”. Андрей Пазьбин, директор ООО “Торговый дом “Сделано в Ульяновской области”, рассказал, что подобраны пять площадок в Ульяновской области, которые могут отгружать зерновые и пиломатериалы по этому каналу. Так, на форуме был заключен экспортный контракт производителя пиломатериалов “Мир ПДК” и иранской компанией на сумму 250 млн рублей. Отгрузки будут идти посредством логистического канала.

Торговый дом “Сделано в Ульяновской области” – оператор этого канала, который предлагает бизнесу услуги от поиска партнеров, до фрахта судна, решения юридических проблем и помощи с таможней. Таким образом, продавцы могут исключить посредников в виде трейдерных компаний. Уже набран пул компаний, которые готовы участвовать в проекте, в том числе импортировать сырье и товары из Ирана, Индии, ОАЭ. На одно судно есть загрузка на год. Однако реальная потребность этого маршрута – минимум 10 сухогрузов. Но тут участники рынка сталкиваются с проблемой – в России катастрофическая нехватка судов типа “река-море”. И субсидии государства процентных ставок по кредитам на строительство судов ситуацию не спасают.

По данным исполнительного директора судоходной компании “Нева-Хаген” Аркадия Быковского, в европейской части России на линии “река-море” работают 380 судов старых советских серий, которые находятся в пограничном техническом состоянии. Спрос же в десятки раз превышает возможности этого сегмента. Строить суда в России в два и более раза дороже, чем в Китае или в Турции – цены доходят до 1,85 – 2,5 млрд рублей за новое судно. На форуме прозвучало мнение, что нужны программы поддержки строительства судов в дружественных странах, где это можно сделать дешевле. Также необходимо привлекать компании, которые заинтересованы в результатах транспортной работы. Кроме того, нужны вложения в инфраструктуру портов, в частности в Ульяновской области, в капитальный ремонт причальных стенок. Если ранее через “Ульяновский речной порт” переваливали 12 млн тонн груза, то сейчас не более 1,5 млн тонн.

Тем временем, валовый сбор зерна в Ульяновской области в 2,5 раза превышает потребности региона, и с каждым годом эти показатели будут только расти не только в регионе, но и в целом по стране в связи с увеличением спроса на продовольствие вследствие роста численности населения планеты. Производители, в свою очередь, стремятся перерабатывать продукцию, чтобы продавать ее за пределами региона и экспортировать с добавленной стоимостью. Речь идет, в первую очередь, о производстве муки и подсолнечного масла, и все региональные производители этих товаров уже реализуют экспортный потенциал. Основная задача ульяновских региональных властей сегодня – сконцентрироваться на работе с дружественными странами, и производители области готовы выпускать для них нужную продукцию, значительно расширять линейку с учетом спроса партнеров.