Опрос: Имидж сельского хозяйства привлекателен, но в фермеры россияне идти не хотят

По данным аналитического агентства НАФИ, главные барьеры в этом – отсутствие нужных знаний (53 процента), боязнь тяжелого физического труда (43 процента), неподходящий возраст и состояние здоровья (37 процентов).

Всемирная и национальная продовольственная безопасность, качественные продукты питания, драйверы развития сельских территорий – все это зависит от фермера. Но за последние 5 лет доля мелких фермерств в стране сократилась, а среди молодежи, желающей заняться бизнесом, сфера сельского хозяйства стоит на самом последнем месте.

58 процентов россиян даже теоретически не представляют себя в роли фермера. Наиболее далеки от этой роли женщины (62 процента против 53 процентов среди мужчин), молодые россияне (66 процентов) и опрошенные старше 55 лет (67 процентов).

Среди барьеров, мешающих заняться фермерством, кроме отсутствия нужных знаний и опыта, физически трудного характера работы, неподходящего возраста или состояния здоровья, россияне также называют отсутствие стартового капитала, удовлетворенность текущим положением дел, непонимание перспектив развития фермера и нежелание членов семьи жить в сельской местности.

Кое-кто опасается, что землю под хозяйство по-прежнему получить трудно.

Но четверть жителей страны – 27 процентов – говорят, что гипотетически могли бы стать фермером. Больше других потенциальную готовность к фермерству демонстрируют россияне от 35 до 44 лет, мужчины, жители регионов Поволжья, а также Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

На это желание влияет представления о хороших доходах фермера, и уверенность, что сельская жизнь лучше городской. Интересно, что желающие податься в фермеры часто живут в пригородах городов-миллионников.

85 процентов россиян считают, что у сельского хозяйства большие перспективы в будущем, 83 – что оно способно обеспечить страну продовольствием, 79 – что оно производит качественную продукцию, соответствующую международным стандартам, 73 – что оно приоритетно для государства, и 70 считают, что оно использует современные технологии и научные достижения.

Те, у кого образ сельского хозяйства скорее негативный, отмечают кадровую непривлекательность отрасли, непрестижность этой работы (41 процент), низкие зарплаты (55 процентов), плохие условия труда (54 процента). 51 процент россиян считают фермеров непривлекательными работодателями.

Среди положительных черт фермера кроме трудолюбия, хозяйственности, практичности россияне отмечают упоминают энергичность, инициативность, коммуникабельность, умение договариваться и ладить с людьми, высокий уровень профессиональных знаний, пробивной характер.

А негативный взгляд на фермера замечает, что он страдающий от вредных привычек, не имеющий высоких доходов, несовременный, старомодный человек.

– Для повышения имиджа отрасли и привлечения молодых кадров в агропромышленный комплекс необходимо повышать информированность граждан о мерах государственной поддержки начинающих фермеров, перспективах экспортировать продукцию на внешние рынки, возможностях получить земли для ведения сельского хозяйства и включать в демонстрацию образа фермера в публичном поле финансовую составляющую, объясняя, что этот бизнес может приносить очень высокие доходы – считает заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов.