Аналитики заявили о выдаче КНР кредитов развивающимся странам на особых условиях

Китай, кредитуя страны с низким уровнем дохода, использует контракты, которые дают ему скрытое преимущество перед другими кредиторами. Это угрожает подорвать усилия по облегчению бремени задолженности таких государств, сообщает РБК со ссылкой на экспертный доклад газеты Financial Times в четверг, 1 апреля.

Доклад подготовили аналитики исследовательской лаборатории AidData при колледже Вильгельма и Марии в США, Центр глобального развития, Кильский институт мировой экономики и Институт мировой экономики Петерсона. Чтобы показать адекватную картину происходящего, авторы проанализировали не менее ста контрактов, заключенных в том числе Экспортно-импортным банком КНР и Китайским банком развития с 24 развивающимися странами, включая Аргентину, Эквадор и Венесуэлу, которые объявили дефолт.

Эксперты выяснили, что все контракты, подписанные после 2014 года, а это 38 из 100, содержали пункты о конфиденциальности. Из-за этого другим кредиторам было сложнее установить истинное финансовое положение заемщика. По мнению специалистов, это означает, что граждане стран-кредиторов и стран-заемщиков «не могут привлечь власти к ответственности за тайные кредиты».

Некоторые условия договоров повлияли на внутреннюю и внешнюю политику государств-заемщиков. Среди них — положения о перекрестном дефолте, срабатывающие при любом действии, рассматривающемся как неблагоприятное для интересов «субъекта КНР», а также дающие кредитору право на немедленное погашение долга, если страна-должник и Китай прекратили дипломатические отношения.

30% проанализированных соглашений, охватывающих кредитные обязательства на общую сумму $36,6 млрд в период с 2000 по 2020 год, требовали от суверенного заемщика специального залогового счета — в большинстве случаев в «подходящем для кредитора» банке.

Почти три четверти контрактов содержали положение «без Парижского клуба», то есть обязывали заемщика исключить долг из списка реструктуризации последнего. Парижский клуб кредиторов — неофициальная межправительственная организация развитых стран-кредиторов. Она решает задачу реструктуризации задолженности развивающихся государств и занимается урегулированием госдолга стран-заемщиков перед своими кредиторами.

Агентство подчеркивает, что Китай не входит в этот клуб, но в 2020 году поддержал инициативы G20, направленные на решение проблемы растущей задолженности развивающихся стран. Эти инициативы, в свою очередь, совместно реализуются Парижским клубом, Международным валютным фондом и Всемирным банком с использованием конвенций Парижского клуба, в том числе равное отношение ко всем кредиторам.

Старший научный сотрудник Центра глобального развития Скотт Моррис указывает, что выводы доклада «расходятся» с обязательствами, которые Пекин взял на себя по соглашениям G20. Директор центра Джон Липски выразил мнение, что приверженность Китая этим соглашениям будет проверена в ближайшие месяцы на практике.

КНР находится на первом месте в перечне крупнейших суверенных кредиторов развивающихся стран, следует из данных Всемирного банка, собранных экономистом Института управления природными ресурсами (NRGI) США Дэвида Михалыя. Пекин предоставил этим заемщикам $149 млрд.

В пятерку лидеров среди кредиторов также входят: Япония ($107,1 млрд), Германия ($28,3 млрд), Франция ($27,3 млрд) и Россия ($22,9 млрд). Крупнейшими должниками России являются Белоруссия, Бангладеш и Венесуэла. Всемирный банк опубликовал данные о задолженности стран перед другими государствами, включая Россию.

Накануне Всемирный банк опубликовал данные о задолженности стран перед другими государствами. Так, по состоянию на конец 2019 года около 30 развивающихся стран задолжали России почти $22,9 млрд по двусторонним займам.

Директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович заявил «Известиям», что «абсолютно принятой системой» в мире является то, что экономически развитые страны, например Россия, предоставляют деньги менее развитым в обмен на политическую лояльность. Эксперт отметил, что «все развитые страны» дают в долг, заранее зная, что займы возвращаться не будут. По его словам, государства-должники более лояльны к предприятиям стран-кредиторов и дают им бонусы, в том числе налоговые.