Чем рискуют покупатели мототехники и автомобилей, ввезенных по “серым” схемам: мнение экспертов

В скором времени откроется мотосезон. Любители двухколесного транспорта уже начинают присматриваться к новым моделям. О тонкостях приобретения таких машин рассказал руководитель отдела импорта КТМ “Автодом” Дмитрий Смоляков. По его словам, в последнее время на российском рынке выросло количество предложений мотоциклов КТМ, прежде всего, эндуро и кроссовых, завезенных по так называемым “серым” схемам. Стоимость этих мотоциклов зачастую ниже, чем у официальных дилеров. Чтобы снизить себестоимость техники, неофициальные поставщики стремятся минимизировать сумму таможенных пошлин, налогов и сборов или вовсе не оплачивать их – ввезти товар, минуя таможню. Важно помнить, что корректное таможенное оформление при ввозе товара в Россию – довольно затратная составляющая в итоговой стоимости продукции. Ненадежные посредники поставляют мотоциклы мелкими партиями, с формулировкой “для личного пользования”. Подобный механизм называется “серой” схемой, и он (в отличие от параллельного импорта), запрещен законом. Техника, ввезенная таким способом, как правило, не имеет маркировки соответствия EAЭC, таможенных документов и электронного паспорта транспортного средства, если речь идет о мотоциклах.

Следует помнить, что наличие полного пакета документов на мотоцикл важно, например, при вывозе внедорожных мото на соревнования и сборы за рубеж. Приобретать мототехнику у непроверенных поставщиков рискованно. Более низкая цена мотоцикла у “серого” дилера – сомнительный плюс для клиента. Такая продукция не подлежит гарантийному обслуживанию и ремонту в специализированных сервис-центрах. Если мотоциклисту, который купил мотоцикл, ввезенный по “серой” схеме, потребуется техническое обслуживание, в конечном счете он не сэкономит, а понесет дополнительные непредвиденные траты, например, на сервис без гарантийного обязательства.

“Серые” поставщики нередко предлагают новые модели, которые официально не представлены на рынке. При этом у мотоциклистов могут возникнуть трудности с запчастями и сервисным обслуживанием этих байков. Неофициальные поставщики не осуществляют необходимую предпродажную подготовку, комплектация мотоцикла может не соответствовать заявленной производителем, а часть функций могут быть заблокированы в России. Более того, после покупки мотоцикла может выясниться, что он – с пробегом, и ему требуется ремонт. В спорных ситуациях за некачественный товар клиент не получит от “серого” поставщика компенсацию и не вернет предоплату при расторжении сделки.

В мотоциклах, представленных у официальных дилеров, клиенты могут не сомневаться. Так, продукция КТМ проходит полное таможенное оформление с уплатой всех предусмотренных законодательством пошлин, акцизов и НДС, с предоставлением таможенной декларации. На мотоциклы, имеющие дорожную омологацию, в обязательном порядке выпускаются ЭПТС. Все новые мотоциклы, которые изготовили в России или ввезли в нашу страну после 1 ноября 2020 года, должны иметь электронные паспорта с основными сведениями: уникальным 15-значным номером паспорта, VIN-номером, названием марки, модели, номером двигателя, годом выпуска. Номер ЭПТС вписывается в договор купли-продажи мотоцикла. Клиенту предоставляется полный пакет документов и гарантируется юридическая чистота сделки.

Официальные дилеры обеспечивают гарантийное обслуживание мото. На дорожную линейку производитель КТМ предоставляет гарантию до 2 лет без ограничения пробега, на внедорожную линейку – 1 месяц. Кроме того, у официальных дилеров имеются оборудование и оригинальные запчасти для сервисного обслуживания и ремонта мотоциклов.

Про сложности с приобретением по параллельному импорту автомобилей рассказал генеральный директор автомобильного маркетпоейса Fresh Auto Денис Мигаль. По его словам, существует несколько минусов: прежде всего, сама схема предполагает сложности с логистикой: автомобили завозятся через подставных физических лиц и это, конечно, несет определенные риски: человек, может отказаться от продажи, сказать что не получил деньги за авто – то есть это, конечно, способствует появлению новых мошеннических схем, что негативно влияет на бизнес.

Еще один момент связан с документацией: есть те , кто сейчас ломают инвойсы, цены занижают и возможно, чтобы как-то контролировать и регулировать ситуацию все это приведет к появлению новых таможенных пошлин, которые, безусловно, могут повлиять на конечного собственника.

Еще один важный недостаток, что глобально ввезенные автомобили не имеют гарантии и непрозрачность – это точно минус. Рынок в серой зоне. Сделки без НДС, что, на мой взгляд, тоже не очень хорошо.

Кроме того, в условиях дефицита новых автомобилей и ликвидных иномарок с пробегом в России стали чаще открываться компании-перегонщики, которые предлагают россиянам услуги подбора авто за рубежом, его доставку в РФ и растаможку. Ежемесячно в Москве такие фирмы могут продавать около 100 машин, в Санкт-Петербурге – примерно по 35 единиц. Однако у покупателей, обращающихся за подобными услугами, в разы возрастают риски получить “кота в мешке” или остаться вообще без денег и автомобиля.

Большинство таких авто приобретаются не в очень хорошем техническом состоянии, например, после ДТП. Завозятся в Беларусь, там же восстанавливаются и растаможиваются при помощи посредника, который имеет льготы на таможенные пошлины. При получении покупатель сталкивается с необходимостью доплачивать около 50% платежей при регистрации. Также при использовании услуг “серых” продавцов не гарантирована сохранность денег, так как проследить их юридическую историю достаточно сложно – в лучшем случае, это индивидуальные предприниматели, которые создаются и закрываются за несколько дней. Еще один риск – отсутствие гарантии на ремонт и обслуживание машин, ввезенных в Россию по “серым” схемам. Перевозчик не берет на себя такую ответственность, а пригнать может авто, которое никогда не продавалось в РФ или не адаптировано под условия эксплуатации в нашей стране. Таким образом, покупатель может столкнуться с невозможностью даже дополнительно установить на автомобиль, ввезенный из ОАЭ, пакет зимних опций.

Но если говорить глобально, “серый” импорт это – альтернатива, это лучше, чем ничего. Кажется, что сейчас одни бренды уйдут- другие придут, в сегменте премиальных авто ситуация будет чуть хуже, но в массовом сегменте, по моему мнению, вопросы с наличием особенно среди новых автомобилей – закрыты: проблем не будет. Уже появилось много брендов, которые способны удовлетворить спрос: ассортимент среди китайских авто, Москвич, кроме того, обратно возвращаются некоторые ушедшие бренды.