Эксперт заявил, что ЕС с вводом эмбарго на нефтепродукты из РФ усугубит свою зависимость

МОСКВА, 20 января. /ТАСС/. Европейский союз, вводя эмбарго на нефтепродукты из РФ, не только не избавится от энергетической зависимости, но и еще больше усугубит ее. Такое мнение высказал эксперт аналитического центра “ИнфоТЭК”, доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.

Андрианов объяснил, что Европа рассчитывает заместить объемы российских нефтепродуктов, преимущественно дизельного топлива, за счет поставок из Китая и Индии. Также поставки нефтепродуктов в ЕС могут увеличить США и страны Ближнего Востока.

“Во-первых, мы видим, что эта зависимость остается – львиная доля поставок дизеля из Индии и Китая будет обеспечена благодаря переработке российской нефти. Во-вторых, на фоне непростых отношений между Западным миром и тем же Китаем встает вопрос, не ставит ли себя Европа в еще большую зависимость от непредсказуемых политических факторов”, – написал Андрианов в своей колонке, опубликованной аналитическим центром “ИнфоТЭК”.

Эксперт отметил, что Россия “долгое время терпела выходки Запада, ползучее расширение НАТО и при этом оставалась надежным поставщиком энергоресурсов в Европу”. В то же время разрыв энергетического партнерства с Москвой – это полностью инициатива Вашингтона и Брюсселя.

“А вот будет ли столь сговорчив Пекин? Как поведет себя Индия, играющая все более и более активную роль в мировой политике? Да и на Ближнем Востоке, думается, еще не забыли, насколько эффективным политическим рычагом в 1970-е годы стало нефтяное эмбарго. Как говорится, могут повторить… И получается, что вместо обретения подлинной энергетической безопасности Европа все основательней запутывается в хитро сплетенных политических сетях, окончательно ставит себя в зависимость от внешних центров принятия политических решений”, – считает Андрианов.

Какие варианты у России?

Эксперт отметил, что основная доля российского топливного экспорта преимущественно находила спрос на западных рынках. По данным Argus, в страны Запада уходило 89,5% всех экспортируемых Россией нефтепродуктов, в то время как на Восток – лишь 10,5%.

“Теперь же логистику российских нефтепродуктов придется в корне менять. Однако если поставки нефти мы можем переориентировать на рынки стран АТР, то с нефтепродуктами это в полной мере не получится – Китай и Индия и сами являются нетто-экспортерами бензина, авиакеросина и дизтоплива”, – констатировал Андрианов.

Эксперт считает, что после введения эмбарго ЕС могут возникнуть проблемы с экспортом наиболее высоко маржинальных российских продуктов – бензина и дизеля, что, в свою очередь, может привести к сокращению нефтепереработки в РФ.

“Конечно, лазейки для частичного сохранения поставок в Европу остаются, но все равно они не позволят “пристроить” все 100% прежнего российского экспорта нефтепродуктов в Европу, который достигал 1,2 млн барр/сут”, – добавил он.

Выходом из ситуации, по мнению эксперта, может стать развитие внутреннего рынка.

“В преддверии ввода этой ограничительной меры цены на внутреннем оптовом рынке нефтепродуктов уже поползли вниз. Так, 16 января дизтопливо на бирже стоило 43,5 тыс. рублей за тонну, что является минимумом с конца 2020 года. И, возможно, снижение цен на топливо может послужить фактором, стимулирующим развитие российской экономики”, – добавил Андрианов.

С 5 декабря вступило в силу эмбарго ЕС на морские поставки нефти из РФ, страны G7, ЕС и Австралия ввели потолок цен на поставляемую морем российскую нефть на уровне $60 за баррель для подчиненных им судов и территорий. С 5 февраля 2023 года начнут действовать аналогичные ограничения на поставки нефтепродуктов из России, однако размер “потолка” пока неизвестен.

В декабре президент РФ Владимир Путин подписал указ об ответных мерах, запретив с февраля поставки российской нефти покупателям, которые примкнули к этому ограничению. При этом глава государства отдельным пунктом оставил за собой право принимать специальные решения об поставках нефти и нефтепродуктов, осуществление которых запрещено этим указом. Министерству энергетики РФ поручено осуществлять мониторинг исполнения запрета. Документ вступает в силу с 1 февраля 2023 года и действует до 1 июля 2023 года.