Особенности грузоперевозок в танк-контейнерах: разукомплектация, мойка, порожний пробег

2020-03-06 2020-03-06 Андрей Гераськин Особенности грузоперевозок в танк-контейнерах: разукомплектация, мойка, порожний пробег

Особенности грузоперевозок в танк-контейнерах: разукомплектация, мойка, порожний пробег

Фото: Dave Brown, flickr.com

По словам спикера, затраты на порожний пробег танк-контейнеров (из-за малого количества специализированных моек в РФ) доходят до 60%

О том, с чем сталкивается логистический оператор при перевозке грузов в танк-контейнерах по российской железнодорожной сети.

Наш парк танк-контейнеров насчитывает 1300 единиц, есть свои собственные фитинговые платформы. Также используем арендованный парк. По итогам предыдущего года погрузка в танк-контейнерах выросла на 16% по сети РЖД, общий эксплуатируемый парк — 18-19 тысяч единиц. Но во всем объеме наливных грузов танк-контейнеры занимают всего лишь 2,2% по железнодорожной сети.

Основная доля роста — внутренние (15%) и экспортные (23%) перевозки. Транзитные увеличились на 13%, а импортные снизились на 10%. Если рассматривать статистику перевозимых грузов, то лидером являются химикаты и сода — 80% от общего объема грузов, перевозимых в танк-контейнерах.

Если говорить о перевозках в железнодорожных цистернах и танк-контейнерах, то танки занимают порядка 20% в группе «химикаты и сода». Почему так происходит?

  • Просто цистерны остаются выгодными для перевозки грузов первого и второго тарифных классов. Газовые грузы тоже в основном перевозятся в вагонах. Танк-контейнеры также не могут конкурировать, если необходимо перевезти метиловый спирт.

  • И, конечно же, небольшие расстояния перевозки — до 800 км. Автотранспорт в таком случае является более выгодным видом.

А вот в перевозках грузов третьего класса танки и цистерны занимают 50%.

Негативные особенности грузоперевозок в танк-контейнерах

Среди них разукомплектация оборудования, находящегося в железнодорожной сети. С танк-контейнера снимают все легкодоступные нержавеющие части. Например, ручки с нижнего сливного устройства, донный клапан, заглушки, люки арматурного отсека.

Это влечет за собой дополнительные затраты на укомплектацию, поскольку железнодорожная станция не будет принимать к перевозке контейнер со снятым оборудованием.

Танк с отсутствующими переходными трапами и лестницами тоже не будут принимать к перевозке, поскольку приемосдатчик не может подняться и осмотреть пломбы. А разбитый термометр лишает порой единственной возможности замерить температуру груза без вскрытия пломбы и последующего проникновения в танк.

Приходится нашим специалистам выезжать на место и дооборудовать танк-контейнер.

Интересная тенденция: в обычных танках все равно перевозят неподходящие для этого грузы

Речь идет, к примеру, о хлориде кальция, да и вообще обо всех грузах, которые содержат хлориды.

Танк-контейнер изготовлен из нержавеющей стали. В частности, из хрома (17%) и никеля (13%) — из тех элементов, которые делают сталь нержавеющей. Они создают оксидную пленку на поверхности, которая не пропускает коррозию к основному металлу. А часть грузов, содержащих хлориды, разрушает эту пленку. Происходит взаимодействие с основным металлом, влекущее за собой ржавчину и коррозию, повреждение сифонной трубы. После шлифовки коррозии остаются питтинги, которые необходимо заваривать.

Мы нанесли на карту действующие в России мойки, где можно замыть танки и обязательно присутствует железнодорожная инфраструктура. В итоге получается: если танк заехал дальше Свердловской области, то промыть его уже негде. Приходится возвращать, а это снова затраты — теперь уже на порожний пробег. И доходят они, по нашим подсчетам, до 60%.

От редакции

Мнение коммерческого директора ООО «Балтика Транс Логистика» Даниила Бодрова подготовлено на основе выступления спикера в ходе IV Ежегодной международной конференции «Логистика химической промышленности» — CHEMICAL SC-2020, организованной генеральным директором Logistic Community Линой Филипповой.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru