Цифровизация транзита: от архаичного телеграфа и телеграмм до оплаты в электронном виде

2020-07-09 2020-07-09 Андрей Гераськин Цифровизация транзита: от архаичного телеграфа и телеграмм до оплаты в электронном виде

Цифровизация транзита: от архаичного телеграфа и телеграмм до оплаты в электронном виде

Фото: flickr.com, Kevin Savetz

Еще год назад клиенты посредством телеграфа передавали телеграммы, подтверждающие оплату транзита

О цифровизации Российских железных дорог, ЭТРАН, «Личном кабинете», взаимодействии с РЭЦ и Федеральной таможенной службой.

Российские железные дороги — одна из самых цифровизированных транспортных компаний: на сегодняшний день в электронном виде оформляется более 70% всех видов документов, обеспечен переход на электронный документооборот бухгалтерских документов 78% наших плательщиков. 

Мы не хотим терять статус компании, которая активно развивает платформенные решения и IT-технологии. Поэтому сегодня реализуем комплексную программу цифровизации, нацеленную на удовлетворение запросов как внутренних, так и внешних клиентов.

Оцифровав только три таможенных операции, мы сократили время на завершение транзита с 3-5 суток до 5-10 минут

Мы придерживаемся двух направлений развития цифровизации. Первое — межведомственное электронное взаимодействие как с органами власти РФ, так и на международном уровне.

В рамках совместного с Российским экспортным центром проекта РЖД принимает активное участие в создании цифрового канала «Единое окно экспедитора». Мы прорабатываем в первую очередь вариант электронного обмена информацией в цифровом сервисе РЭЦ. Это позволит существенно упростить процесс обращения наших клиентов за субсидиями.

Все работы на стороне РЖД проведены. Осталось реализовать последний шаг — технически подключить ОАО «РЖД» к СМЭВ.

В этом «Едином окне экспедитора» мы запланировали реализовать заказ непосредственно самой железнодорожной перевозки. Прорабатываются несколько возможных вариантов. Например, интеграция «Единого окна» с «Личным кабинетом клиента» ОАО «РЖД» и электронной торговой площадкой «Грузовые перевозки».

Вместе с Федеральной таможенной службой в сентябре 2019 года запущена первая мультимодальная перевозка из Японии по полностью безбумажной технологии.

В итоге цифровых взаимодействий с участниками ВЭД и государственными контролирующими органами скорость контейнерных поездов в 2020 году увеличилась на 100 километров в сутки — до 1119.

Мы при этом видим значительный резерв по сокращению времени, связанный именно с таможенными процедурами. Поэтому был разработан совместный с ФТС России план мероприятий по переходу на совершение таможенных операций в электронном виде. 

Оцифровав только три таможенных операции, мы сократили время на завершение таможенного транзита с 3-5 суток до 5-10 минут!

В рамках формирования единой системы электронного транзита в государствах-членах ЕАЭС с апреля 2019 года начались практические перевозки транзитных грузов с применением электронного документооборота из Юго-Восточной Азии в Европу по маршруту Монголия-Россия-Белоруссия-Европа. В июле прошлого года промежуточные итоги проекта признаны успешными. Были согласованы продолжение проекта и проработка модели грузоперевозок по маршруту Брест — Наушки.

Второе направление — взаимоотношения с потребителем и создание доверительной среды

В основе наших взаимоотношений с клиентами лежит система ЭТРАН (электронная транспортная накладная), которую мы постоянно совершенствуем. Только с начала 2020 года проведено порядка 35 обновлений системы. За весь прошлый год — 179.

То есть, ЭТРАН постоянно обновляется, что позволяет успевать за теми информационными потоками, которые диктует нам рынок.

При этом, понимая, что контейнерные перевозки растут, мы делаем доработку системы ЭТРАН в части автоматического оформления перевозочных документов на контейнерные поезда, даем возможность нашим клиентам сформировать план погрузки именно на контейнерные перевозки. Это позволяет в рамках суточного клиентского плана гибко планировать и реагировать на ситуацию у клиента.

Кроме того, мы создали специальную электронную платформу «Личный кабинет». Клиент со своего смартфона или любого другого гаджета может зайти и не только произвести расчет стоимости перевозки грузов, но и, например, получить информацию о дислокации и физическом состоянии вагона, найти ближайший центр продажи услуг, представить свои документы в электронном виде.

Наряду с этим функционирует электронная торговая площадка «Грузовые перевозки». На ней можно уже сейчас заказать контейнерные перевозки международного сообщения.

Нагрузка на клиентов снизилась на 150 млн рублей

Также из значимых событий по цифровизации можно отметить несколько моментов:

  • Внедрение технологии смарт-контракта;

Он обеспечивает договорное сопровождение транспортно-логистической деятельности в рамках норм цифрового права.

  • Разработка онлайн-помощника на сайте РЖД для поддержки клиентов в формате удаленной работы;

Это оказалось особенно востребованным, когда клиенты в период пандемии в режиме удаленного доступа могли свободно заходить на наш сайт и пошагово осуществлять те же самые привычные действия, как если бы они общались с нашими сотрудниками.

  • Внедрение новой, прогрессивной технологии подтверждения оплаты за транзитные перевозки грузов;

Представьте себе: еще год назад была архаичная система, когда клиенты посредством телеграфа передавали телеграммы, подтверждающие оплату транзита. Сейчас это все происходит в электронном виде. По нашим подсчетам, нагрузка на клиентов снизилась на 150 миллионов рублей.

  • Электронные запорно-пломбировочные устройства/

На первый взгляд, это всего лишь средство идентификации. Но если посмотреть шире, то мы увидим, что это, по сути, бесшовная технология, включающая информацию для таможенных органов, для ускоренного пересечения границ. В конце концов, электронный мониторинг за грузом на всем пути следования.

По этой технологии мы уже в мае-июне этого года отправили 111 единиц транспортных средств. И также считаем ее перспективным направлением, ожидая получить положительные отклики от наших клиентов.

От редакции

Материал подготовлен на основе выступления спикера в рамках прошедшей 7 июля в ТАСС конференции «Контейнерный поток ‒ 2020».

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru